Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 16.05.2024, 11:30 |
МДОАУ №12 «Звездочка» г.Соль-Илецк | |
Приветствую Вас Гость |
|
Консультация для педагогов «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструКонсультация для педагогов «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования»Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам. Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду. Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании. В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети. 1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком. 2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме. 3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т. д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи. 4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи. 5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи. Основные принципы использования LEGO-технологий: - доступность и наглядность материала; - систематичность и последовательность обучения и воспитания; - работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей. - личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы) В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы. Этапы развития способностей к конструированию: 1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия. 2.Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель. 3. Самостоятельно конструировать. 4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми. 5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 6. Определять назначение получившегося изделия. Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает: - Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. - Концентрацию внимания. - Мелкую моторику. - Умение следовать образцу. - Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек. - Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом. Литература: 1. Комарова Л. Е. Строим из Lego: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego. М.: Линка Пресс, 2001. - 88 с. 2. Лукьянова О. Г., Мухамадеева А. Д., Еремина Г. Ф., Замотаева Е. Ю. Реализация дополнительной образовательной программы по лего-конструированию «Играем в Лего» //Наука и образование: новое время. 2017. №5. 3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |